Форум » Костюм » Приёмы вышивки и орнаменты эпохи викингов (Carolyn Priest-Dorman. Перевод Сигню Ингольвсдоттир) » Ответить

Приёмы вышивки и орнаменты эпохи викингов (Carolyn Priest-Dorman. Перевод Сигню Ингольвсдоттир)

Бьорк Сигурдсдоттир: This document is provided as is without any express or implied warranties. While every effort has been taken to ensure the accuracy of the information contained, the author assumes no responsibility for errors or omissions, or for damages resulting from the use of the information contained herein. Permission is granted to make and distribute verbatim copies of this document for non-commercial private research purposes provided the copyright notice and this permission notice are preserved on all copies. This article was originally written for East Kingdom of the Society for Creative Anachronism, Inc. Some slight wording changes have been made for the sake of clearer reference to the illustration arrangement that was created during webbing. Настоящий документ предоставляется в пользование как есть без каких либо гарантий. Хотя были предприняты все попытки обеспечить точность содержащейся информации, автор не несет ответственности за какие либо ошибки и пропуски, а так же за ущерб, возникший в результате использования содержащейся здесь информации. Разрешается копировать и распространять этот документ с некоммерческими частными исследовательскими целями с сохранением раздела об авторских правах на всех копиях. Статья создавалась для Восточного Королевства (East Кingdom) Общества Творческих Анахронизмов (Society for Creative Anachronism, Inc.). Некоторые изменения были внесены для обеспечения более быстрой загрузки в Интернет. Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest-Dorman. Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". Оригинал статьи может быть найден на домашней странице автора. Статья переведена с любезного разрешения автора, Carolyn Priest-Dorman.. Приёмы вышивки и орнаменты эпохи викингов. Carolyn Priest-Dorman. Перевод Сигню Ингольвсдоттир. Начало развития ремёсел, связанных с работой иглой, в Скандинавии датируется каменным веком. Ткачество в Скандинавии появилось довольно поздно по сравнению с другими народами, только в бронзовом веке (Лизе Бендер Йоргенсен (Lise Bender Jørgensen)). Тем не менее, как это следует из инвентаря погребений времён Великого переселения народов и эпохи викингов, искусство быстро прижилось и стало стремительно развиваться. Возможно, из-за позднего развития ткачества, техника вышивки и декоративного текстиля формировалась медленно. Судя по находкам тканей эпоха викингов была начальным этапом развития искусства вышивки. Tjald (занавес) и Refil (шерстяной фриз, подобный гобелену из Байо) эпохи викингов создавались из шерсти и льна, но не вышивались (Гертруда Гренандер-Нюберг (Gertrud Grenander-Nyberg)). Так же дело обстояло и с предметами домашнего обихода, такими как подушки, наволочки, покрывала, скатерти. Это указывает на традицию ткачества с использованием разных волокон, в том числе тонкой проволоки. Насколько представляется нам в SCA (Society for Creating Anachronisms), вышивка не была освоена викингами до первой половины IX столетия. В то же время, существенное влияние соседних народов, с которыми они контактировали, давало свои плоды в технологиях и искусстве. Мало помалу викинги начали подражать своим соседям в текстиле и орнаментации одежды. Выделились два основных стиля вышивки: 1)Стиль, сформировавшийся под влиянием западных земель, представленный находками из Бъеррингхой (Bjerringhøj) и Йорвика (Jorvik); 2)Стиль, который сформировался под влиянием востока (находки из Бирки (Birka) и Вальсгерде (Valsgärde). 1. “Западный стиль“ мог быть заимствован от англо-саксов. Вышивка чаще всего состояла из настила волокон на ткань и включала в себя швы, известные в современном мире как стебельчатый (stemstitch), гладь (couching), тамбурный (chain stitch) и "шов-елочка" (herringbone stitch). Одна из самых ранних находок подобной вышивки (чисто скандинавского происхождения) – два женских платья из захоронения в Усеберге в Норвегии, которое датируется 834 годом. К сожалению, доступная информация о тканях из этого погребения во многих аспектах поверхностна и неопределённа. Очень трудно разделять вышивку на восточную и западную, но исходя из того малого, что мы знаем, шёлковая аппликация и орнамент на королевской мантии, а также росшив в виде звериных голов на одеждах слуг (Анне Ингстад (Anne Stine Ingstad)) более напоминает западную орнаментику, чем восточную. 2. Расцвет "восточного стиля" приходится на IX век. Это направление, представленное находками из Бирки (Швеция), было похоже на технику Киевской Руси, Византии или же было изначально славянским по происхождению с самого начала. Как и другие формы восточных орнаментов, этот тип вышивки требовал использования серебряной проволоки или нити для достижения декоративного эффекта. Фактически восточный стиль вышивки (или более верно – поверхностное декорирование ткани) включал в себя один или два приёма, которые требовали использования иглы: стебельчатый шов, гладь и, возможно, некоторые формы сетчатого шва (ösenstitch - mesh stich). Строго говоря, ösenstitch не требует использования иглы, поскольку гораздо проще выполнять этот орнамент непосредственно проволокой, создавая тонкую плетеную трубку или полосу. Созданные конструкции нашиваются поверх ткани в качестве орнамента. Возможно, подобная техника вышивки прочно не установилась до X века. Именно этим временем датируется находка из Bjerringhoj (Мамменский приход, Дания), откуда происходит известный "Мамменский топорик". В мужском погребении конца X века были обнаружены фрагменты шерстяных и саржевых тканей, возможно остатки плаща или других одежд с различными орнаментами, выполненными стебельчатым швом. Сейчас фрагменты ткани тёмно-коричневого цвета, но вполне возможно, что они были ярко окрашены. Два оттенка коричневой шерстяной нити могли быть двумя совершенно разными цветами. Некоторые сохранившиеся орнаменты выполнены только в контуре, хотя узор витых листьев выполнен по контуру разными оттенками одного цвета. Примечательно, что основная ткань покрыта отверстиями от иглы, что подразумевает присутствие другой, не сохранившейся вышивки. Основываясь на остатках шерстяных и шёлковых тканей, было заключено, что они вышивались дополнительно льняной нитью, которая редко сохраняется в погребениях. По крайней мере, три погребения эпохи викингов в Вальсгерде (Швеция) содержат примеры вышивки серебряной металлической нитью. Возможно, это было веянием византийской моды. Информация по некоторым погребениям в Вальсгерде была опубликована Лизе Бендер Йоргенсен в общих чертах. Несколько разных фрагментов вышивки серебряной нитью по шёлку было найдено в погребениях 10, 12, 15. Три из них представляли собой расшив гладью на шёлковой основе, сотканной из полос. Одна находка была вышивкой на шёлковом твиле. Все эти орнаменты служили украшением костюма. Эти три погребения датируются X веком, что совпадает с возрастом златотканого орнамента "западного" стиля. Довольно сложно точно определить технику вышивки, использованную в фрагменте из погребения 15, но фотография показывает, что орнамент состоит из близко расположеных стежков стебельчатого шва или, возможно, некоторого вида глади. Бендер Йоргенсен подтверждает наличие вышивки гладью на некоторых остатках костюма из Вальсгерде. Это фрагмент предполагаемого ворота. Другие части показанные в издании "Мир Викингов" (World of the Vikings), называемые манжетами, хотя и по-другому орнаментированы, но выполнены тем же приёмом вышивки, что и ворот. Известные примеры стебельчатого шва найдены в пяти захоронениях Бирки (Швеция). Это фрагменты мужской и женской одежды, которые датируются X веком. Использованные материалы включают в себя вышивку шерстяной нитью по сукну, шёлковой – по шёлку и золотую – по неизвестному, не сохранившемуся материалу. Один фрагмент представлял собой вышивку по декоративному шелковому твилу, который пришивался на льняную основу мужского костюма. Другой фрагмент был выполнен приемом стебельчатого шва и закреплял между собой два слоя сукна в виде окантовки костюма. Вышивка выполнялась таким способом, чтобы сэкономить нить. Стежки на изнаночной стороне ткани были короткими, а на лицевой - длинными, особенно когда использовалась золотая нить. Найден только один пример вышивки по ткани периода пребывания викингов в Йорке (Англия). Она была обнаружена на маленькой сумочке, датированной концом X - началом XI века. Внешняя сторона была сделана из красного атласа, который привозили из Византии, и декорирована шёлковым крестом грубой формы, выполненым приёмом тамбурного шва. Возможно, что эта сумка была единственным экземпляром. Ещё один тип вышивки, который был распространён ещё до эпохи викингов – орнаментация шва. Пример шва на найденной наволочке из Саттон Ху (Sutton Hoo) (VII век), возможно, определял традиции Северной Европы. Один из швов, украшавших костюм из Осеберга, был перевит петлевидным швом двойной нитью. По моде IX – X веков находки из Хедебю и Бирки были декорированы шнуром или тканой тесьмой поверх швов. Находка в погребении из Маммена (X век) представляла собой шерстяную подушку с вышивкой поверх шва. Швы, использованные в находках из Саттон Ху и Маммена, идентичны и оба представляют собой толстую длинную полосу в виде косы. Но, всё-таки, шов, использованный на наволочке из Саттон Ху - сложный витой вариант шва Вандайка (Vandyke stitch). Шов Вандайка. А шов на подушке из Маммена намного проще и похож на вариант "шва-елочки". Шов из Маммена. _________________________________________________________________________________ Орнаменты и мотивы. Вышивка ворота (?) из Вальсгерде. Вся та немногая информация, которая может быть собрана об искусных вышивках из Вальсгерде, предлагает один из орнаментов, навеянный, скорее всего, византийской модой. Этот стилизованный растительный орнамент, возможно, был фрагментом ворота. Сама вышивка, шириной 4см, выполнена на полосе шёлка, шириной 6 см. Вышивка на поясе из Бирки. Большинство примеров стебельчатого шва в Бирке не представляют собой отдельных орнаментов. Возможно, они были использованы для таких конструкционных, декоративных приёмов как аппликация и обработка краёв одежды. Хотя, с тех пор как вышивка золотой нитью выполнялась на любой ткани, невозможно определить какой характер носили эти швы. Отчётливый орнамент в виде ступенчатой линии найден в погребении 735 (Бирка) и датирована серединой X века. Возможно, она украшала атласный мужской пояс. Информация о вышивках из Усеберга также немногочисленна. Манксгард (Elisabeth Munksgaard) рассказывает «о чудесных вышивках по шёлку в Осеберге, с различными животными, чьи головы повёрнуты назад и вписаны в круги, напоминающие стиль Борре». В книге Ингстад включены в себя контурные рисунки фрагментов, выполненных в этом стиле. Два изображённых стилизованных животных могут быть либо оленями, львами или, возможно, лошадьми. Они, вероятно, были разноцветными, и основа внутри была полностью заткана. Другой приводимый орнамент приводит нас в недоумение. Это, кажется, крест! Что наводит на определённые мысли... По крайней мере, шесть различных орнаментов были обнаружены на остатках тканей из погребения в Маммене. Только некоторые из них несут на себе влияние эпохи викингов. Наиболее характерным орнаментом является полоса стилизованных человеческих лиц, расположенных по вертикали. Каждое лицо выполнено в контуре, 3 дюйма шириной и перевито маленькими руками и так называемой лозой. Этот орнамент получил название «хватающихся человечков». Мотив 1. Маммен. Второй орнамент подобного типа менее сложный. Лица более овальные, мотивы переплетения отсутствуют. Подобное изображение человеческих лиц (за исключением отсутствия усов) подобна изображениям на шкатулках из Бамберга (Bamberg) и Каммена (Cammen). Мотив 2. Маммен. Третий фрагмент - орнамент задней половины пятнистого четвероногого животного (леопарда?) с задними лапами, очень характерными для изображений эпохи викингов. Мотив 3. Маммен. Два оставшихся мотива, найденныx в Маммене, более производны по своему дизайну. Первый – изгибающаяся лоза, шириной, примерно, ¾ дюйма, сходен по характеру с византийскими и англо-саксонскими мотивами окантовки одежды. Он выглядит на удивление «средневековым» и сходен со стандартными растительными орнаментами позднего феодального периода. Мотив 4. Маммен. На втором фрагменте изображена пара животных, обращённых друг к другу, с узким вертикальным элементом между ними, возможно, Деревом Жизни. Такие орнаменты были распространены на Востоке и украшали шёлковые изделия. Эта последняя вышивка имеет более грубые формы по сравнению с другими орнаментами, она могла быть заимствована из иноземных текстильных мотивов. Мотив 5. Маммен.

Ответов - 1

Ulfrun: Моё замечание такое же, как и по кафтанам. Эта же статья только без шапки и в менее удобоваримом для чтения виде, но со списком литературы, висит в разделе Текстиль, тема "Приёмы вышивки эпохи викингов", в ней идёт обсуждение, и в эту же тему выкладывались техники вышивания. В том же Текстиле лежит статья про швы, которую неплохо дополняет статья про швы, лежащая здесь. Может быть вышивку и швы всё-таки отнести к разделу Костюм, т.к. они по сути его неотъемлемые части? А в Текстиле оставить только обсуждения и темы про ткани? А то какая-то каша получается.



полная версия страницы